Медитация для детей

Медитация для детей

Здравствуйте, мои любимые читатели!

Уже много раз я получала письма с вопросами, касающимися медитации для детей. Полезно ли детям медитировать. Как медитация влияет на поведение и самочувствие ребенка? Не вредит ли медитация детской психике? Какие виды медитации рекомендуется предлагать детям. И многое другое.

Сегодня я готова ответить на ваши вопросы, основываясь на результатах исследований и своем личном опыте.

Результаты исследований о пользе медитации для детей

В исследовании, проведенном в пяти средних школах Бельгии, с участием около 400 студентов (13-20 лет), профессор Филип Раес пришел к выводу, что ученики, которые регулярно посещали уроки медитации осознанности, уже по истечению шести месяцев показали более низкий уровень подверженности депрессии, тревоге и стрессу.

Шонет Райхль и Лоулер провели исследование эффективности медитации осознанности для школьников, в рамках которого участники медитировали три раза в течении дня. В целом, наблюдалось значительное улучшение позитивного настроя и снижение уровня агрессии у детей.

34 подростка с диагнозом «трудности в обучении» участвовали в 5-недельной программе по медитации осознанности. В результате участники, которые завершили программу, показали значительное снижение тревожности, улучшение коммуникативных навыков и академической успеваемости.

Польза медитации для детей

В целом медитация для детей приносит такую же пользу для юных практикующих, как и для взрослых:

  • Оказывает положительное влияние на успеваемость;
  • Помогает детям дольше удерживать внимание в настоящем моменте;
  • Улучшает концентрацию внимания и память;
  • Способствует расслаблению, обретению внутреннего мира и спокойствия;
  • Развивает такие чувства, как счастье, радость, любовь, сострадание;
  • Снижает уровень тревожности, беспокойства, стресса;
  • Помогает избавиться от агрессии и гнева или снизить их уровень;
  • Способствует принятию себя и развитию самоконтроля;
  • Повышает уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

О пользе медитации для взрослых вы можете прочитать здесь.

Виды медитации, подходящие детям

Для детей разных возрастных групп подходят разные виды медитации. Это связано с особенностями возрастного развития ребенка. Я предлагаю вам попробовать следующие техники медитации, взятые мною из книги «Медитация для детей» автора Лама Тенчой. Полное содержание книги вы найдете по ссылке http://abhidharma.ru/A/Raznoe/0018.pdf.

Дети от 4 до 7 лет

Сеансы медитации для этой группы очень короткие. Не более 5-7 минут. В этом возрасте у детей преобладает чувственное восприятие и обучение через получение непосредствен­ нового опыта. Аналитические медитации, включающие в себя логические умозаключения, им не подходят.

Осознанное дыхание

Примите удобную сидячую позу. Позвольте своему уму обратиться внутрь. Сфокусируйтесь на собственном дыхании. Дышите мягко и естественно.

Вы знаете, где находится ваш живот? Положите вашу руку на живот. Вот так. Учитель кладет руку на свой живот, показывая детям, как это надо делать. Почувствуйте, как ваш живот поднимается и опускается под рукой, когда вы вдыхаете и выдыхаете. Вдохните, и почувствуйте, как ваш живот становится больше. Выдохните, и почувствуйте, как ваш живот становится меньше.

Сидите спокойно и расслабленно, с умом, обращенным глубоко внутрь себя, просто ощущая, как ваш живот увеличивается с каждым вдохом и уменьшается с каждым выдохом. Мы будем сидеть так в течение 2 минут, вдыхая и выдыхая.

А теперь откройте ваши глаза и немного потянитесь. Мягко разомните пальцы на ногах и на руках. Посидите спокойно еще немного, оглядитесь вокруг себя и при­ слушайтесь к звукам окружающего мира.

Пробуждение сердца

Начните с тихого и ровного дыхания. Вы чувствуете ритм вашего дыхания, ощущаете, как воздух входит внутрь и покидает ваше тело?

Представьте, что вокруг вас находятся члены вашей семьи, ваши друзья. Все они сейчас присутствуют здесь. Сделайте вдох и выдохните. С каждым выдохом посылайте свет и радость каждому, кто вас окружает. Теперь представьте, что вас окружает все больше и больше людей и животных, от крупных до самых маленьких. Вдохните и выдохните. С каждым выдохом посылайте свет и радость каждому, кто вас окружает. Все они становятся счастливы, улыбаются, ощущают прилив сил и спокойствие.

Почувствуйте, как ваше сердце становится большим и теплым, любящим и открытым.

Дети от 8 до 12 лет

В этом возрасте дети уже используют логическое мышление, однако их логика оперирует на предметном, ограниченном уровне.

Чистота ума

Представьте, что вы лежите на вершине горы и смотрите прямо в небо, на котором нет ни одного облака, небо чистое и ясное. Куда бы вы ни посмотрели, повсюду будет это чистое и ясное небо. Сконцентрируйтесь на этом огромном пустом пространстве.

Представьте, что это огромное ясное пространство неба проникает в вас и во все, что вас окружает. Ваше тело и все что, вас окружает, растворяется в этом пространстве пустоты. Нет ничего, кроме ясного, пустого пространства, подобного небу. Сохраняйте свой ум в спокойном и ясном состоянии. Почувствуйте, что ваш ум чист и сияет подобно чистому, открыты­ тому пространству. Ваш ум ясный и пустотный, как небо. Оставайтесь в этом ощущении так долго, как вы можете.

Мягко разомните пальцы на ногах и на руках. Сохраняя ощущение огромного пространства неба, почувствуйте свое тело как часть всего, что окружает вас. Вы спокойны и счастливы. В вашем уме ощущается ясность.

Осознанная ходьба

Для начала давайте постоим спокойно, без движения. Постарайтесь держать руки вместе, вот так. Соедините руки на уровне пупка. Закройте глаза. Расслабьте ваше тело, дышите спокойно. Вдыхайте и выдыхайте свободно и легко, позвольте вашему телу по-настоящему расслабиться и ощутить комфорт. С каждым выдохом почувствуйте, что вы становитесь свободнее и раскованнее.

Проверьте, как вы себя чувствуйте в настоящий момент. Если в вас присутствует ощущение, которое вам не нравится, по­звольте ему стать мягким и текучим и покинуть ваше тело. Как только это происходит, почувствуйте, как ваше тело тотчас рас­слабляется. Продолжая стоять без движения, ощутите, как ваши ступни каса­ются пола. Ощутите ваши пальцы на ногах, кожу подошв и другие части ва­ших ступней, соприкасающиеся с полом.

Начинаем медленно двигаться вместе, делая осторожные мягкие шаги. Поднимите сначала одну ногу и, двигаясь вперед, медленно и осторожно опустите ее. Затем поднимите другую ногу, и, двигаясь вперед, также медленно и осторожно опустите ее. Следите за тем, как с каждым движением меняются ощущения в ваших ступнях. Обратите внимание на изменение ощущений в разных частях ступни, по мере их соприкосновения с полом.

Если вы начинаете думать о чем-либо еще, просто замечайте, как появляются мысли, и по-прежнему возвращайтесь к своим ощущениям в ступнях. Просто наблюдайте за своими мыслями со стороны и позво­ляйте им уйти. Так мы будем медленно прогуливаться несколько минут, обращая внимание на ощущения в ступнях.

Дети от 13 до 15 лет

Дети этого возраста способны успешно оперировать более сложным языком и понятиями, и могут концентрироваться и сидеть спокойно в течение более продолжительного времени.

Медитация Света

Сядьте удобно и дышите естественно. Затем, когда ваш ум станет спокойным и ясным, представьте, что вы находитесь на берегу прекрасной реки, озера или океана, над которым светит яркое солнце. Солнечный свет, отражаясь в волнах, сверкает и разбегается мно­жеством ослепительных лучей.

Думайте о том, что этот свет — это все самое хорошее, наполнен­ное силой, именно там содержатся ответы на все вопросы, кото­рые вас волнуют. Свет окружает вас со всех сторон и накрывает, переполняя ваше тело великой радостью, проникая внутрь через самые крошечные части вашего тела. Ваше тело превращается в чистый белый свет. Сконцентрируйтесь на этом.

Думайте о том, что все ваши пробле­мы и трудности полностью растворяются в этом сияющем белом свете, до тех пор, пока последние из них не исчезнут, оставив одно лишь белое сияние. Ваше тело становится телом белого света. Все ваши мысли растворяются в свете вашего тела. Почувствуйте, как вещи по-настоящему меняются, что все ваши страдания полностью исчезают. Почувствуйте, как вам становится лучше.

Сохраняйте это ощущение силы так долго, как сможете.

Разделение на возрастные группы достаточно условно, если вы считаете, что ваш ребенок готов к выбранной вами медитации, попробуйте провести ее с ним. Если ваш ребенок с удовольствием будет ее выполнять, то вы можете в дальнейшем снова обращаться к данной технике.

Самое главное, по-моему мнению, это вызвать у вашего ребенка желание медитировать, чтобы медитация не воспринималась им, как нудная обязанность, а выполнялась с радостью и удовольствием.

Медитация для детей

Мой опыт проведения медитации для детей

Я веду йогу и медитацию для детей от 4 до 12 лет, основной возраст 6-9 лет. Как правило, я провожу медитацию с детьми в конце класса. Скорее это даже не медитация как таковая, а некоторое медитативное расслабление. Оно способствует физическому и ментальному расслаблению детей, позитивному настрою, развитию таких чувств, как радость и спокойствие.

Дети ложатся в шавасану, я прошу их закрыть глаза и сфокусировать внимание на дыхании. При этом я не прекращаю монолога: «сделайте глубокий вдох, а затем медленно выдохните, дышите через нос, ровно и спокойно». Затем я прошу их расслабить части тела, называя их и давая некоторое время на расслабление.

Когда дети успокоились, расслабились, дышать ровно и спокойно, я предлагаю им представить, что они находятся на море, в лесу, на солнечной поляне, на цветочном поле, в своем самом любимом месте на земле или парят в облаках. Каждый раз это разное место, но всегда очень приятное, позитивное, безопасное.

Затем я спрашиваю, что они там видят, но призываю их не отвечать вслух, а только представлять и наблюдать. И помогаю им, перечисляя предметы, которые гипотетически могут быть в этом месте. Например, на море дети могут увидеть песок, пальмы, волны, корабль, дельфина, черепаху и т.д. Затем я спрашиваю, что они чувствуют, и снова перечисляю. Например, как теплый песок касается их стоп, ласковое солнышко согревает кожу, дует легкий ветерок и трепет волосы. Я стараюсь задействовать различные органы чувств: зрение, обоняние, осязание, слух, вкус.

А затем прошу, чтобы они почувствовали, как любовь, радость и счастье наполняют их, как солнышко заряжает их энергией, они расслаблены и спокойны. Или, например, что они могут поделиться своим секретом с животным, которого они встретят в выбранном месте. Или что они могут вернуться в это место всегда, когда только захотят, если им станет грустно. Я стараюсь каждый раз придумывать что-нибудь новое, но обязательно позитивное и доброе.

На мой взгляд, медитация для детей в первую очередь должна научить их расслабляться, концентрироваться на своих чувствах и ощущениях, и создавать состояния спокойствия и радости.

Еще мы иногда поем мантру ОМ. Для этого мы садимся в круг в позе лотоса, закрываем глаза, иногда беремся за руки. И затем я предлагаю сделать глубокий вдох, а на выдохе пропеть ОМ.  Это хорошо помогает развивать легкие и также немного успокаивает детей, если они сильно возбуждены и неуправляемы после какой-нибудь активной игры.

Я также отношу такой вид активности, как раскрашивание мандалы, к медитации. И иногда даю деткам такое задание буквально на 15 минут.

Выводы

На сегодняшний день появляется все больше информации о клинических исследованиях позитивного влияния медитации на психическое и физическое здоровье детей. Во многих школах США и Европы уже реализуются проекты внедрения йоги и медитации в методические программы. И уже получены хорошие результаты.

В целом, дети, которые регулярно практикуют йогу и медитацию в школе, способны лучше регулировать свои эмоции, справляться со стрессом, показывают лучшую успеваемость.

Узнать больше о йоге для детей вы можете, прочитав статьи моего бога: как организовать занятия йогой для детейзанятия йогой для детей разных возрастных группсоставляем план занятия йогой для детейвидеоуроки семейной йоги с Юлией Шелковиной.

С искренней симпатией, Олеся.

6 комментариев

  1. Однозначно, ничего плохо в медитации для детей не вижу. Наоборот, все
    вышеперечисленные упражнения помогут ребенку успокоиться и
    сосредоточиться.. Думаю, особенно это будет полезно для гиперактивных
    деток, для них сложновато после активных игр усесться за уроки, а
    медитация как раз поможет настроиться на нужный лад.

  2. Анастасия, Вы совершенно правы! Многие мамы деток, которым я преподавала йогу, отмечали, что после того, как их чады стали заниматься йогой и медитацией, они стали более внимательные и усидчивые в школе.

  3. В статье представлено много упражнений для стабилизации состояния ребенка. Основные упражнения помогают снизить в крови гормон стресса, что очень необходима в наше бузудержное и сумасшедшее время. Большинство детей гиперактивны и они не знают что дает им спокойствие и как его достичь.

  4. Сергей, конечно дети не могут концентрироваться на медитации, как взрослые. Но новый вид деятельности вызывает у них интерес. Я стараюсь предлагать медитацию в игровой форме, каждый раз меняю виды медитации, по разному их преподношу и это работает. Дети выполняют мои инструкции и принимают участие в медитации без особых проблем.

  5. Медитация однозначно полезна. Однако, как можно маленьких непосед заставить медитировать? Мне кажется, что даже спокойных детей трудно заставить заниматься столь «скучным» делом. Да и правильно ли заставлять? Мне кажется, что медитация — дело добровольное, и каждый должен прийти к этому сам.

  6. Конечно же, детей не нужно заставлять медитировать, ровно также, как и взрослых. Их нужно увлечь в форме игры, сделать процесс медитации интересным для них, для этого существуют техники медитации специально для деток разных возрастов, некоторые из них я привожу в этой статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.