Записки учителя йоги

Занятие йоги, учитель ведет класс.

Здравствуйте!

Как мы обычно выбираем профессию?

Правильно, мы думаем о том, что нам нравится делать, где больше платят, где есть перспективы карьерного роста. Родители, близкие, учителя дают нам бесценные советы, руководствуясь своими соображениями о том, что лучше для нас.

В результате в 22 года мы заканчиваем учебные заведения и понимаем, что не хотим работать по профессии. Что мы хотим путешествовать, а не продавать туры в душном офисе, мы хотим быть богатыми, а не корпеть в банке, считая чужие деньги, мы хотим жить, а не торчать на работе с утра до ночи. И тут начинается поиск себя, одни идут учиться заново, другие открывают свой бизнес, кто-то начинает трудиться по профессии (по статистике только 40% выпускников работают по специальности).

Профессия инструктора по йоге немного отличается от этого правила. Обычно желание стать учителем приходит в осознанном возрасте из огромной любви к йоге и стремления связать свою жизнь с этой древней практикой. Для этого не нужно учиться пять лет, программа подготовки длится от нескольких месяцев до года.

Но даже при этих условиях многие учителя до конца не понимают, с чем им придется столкнуться после прохождения курса. Тут-то и начинается настоящее обучение. И это путь длинною в жизнь.

Позвольте мне поделиться с вами тем, что я уже успела осознать за чуть более двух лет преподавания йоги.

УЧИТЕСЬ У УЧЕНИКОВ

Если вы думаете, что вы учите кого-то будучи инструктором по йоге, то вы очень ошибаетесь. Вы здесь лишь проводник древних знаний. Каждый человек приходит в класс со своими задачами, и вы тоже. И чем охотнее вы будете помогать ученикам решать их уроки, тем эффективнее вы сможете справиться со своими.

Известно, что читая книги, мы усваиваем 15% информации. Делая это на практике, мы усваиваем 60% информации. И обучая других, передавая другим знания, — в нас остается уже 90%.

Класс йоги, учитель исправляет учеников.

ПРИХОДИТЕ В КЛАСС ДЛЯ УЧЕНИКОВ

Правило номер один инструктора по йоге: главная персона в классе – ученик, а не учитель. Забудьте о том, как вы выглядите, как себя чувствуете, какое у вас настроение, что творится у вас жизни. Откройте сердце и будьте готовы помогать другим в течении всего класса, а если потребуется и после.

Важно искренне интересоваться самочувствием учеников, давать ответы на возникающие у них вопросы, делиться своим опытом и знаниями. Какой прок от этих знаний, если ими не делиться? Общение вне класса способствует налаживанию более близких и доверительных отношений, и дает вам шанс помочь.

Вообще, помощь людям дает нам гораздо больше, чем им. Та радость, которую вы испытываете, когда вас благодарят после класса, когда делятся с вами своими успехами, когда вы видете изменения в практике учеников и их жизни, их горящие глаза, несравнима ни с чем.

Это как наркотик. Со временем вы понимаете, что больше не можете без этого, что как бы ни сложилась ваша жизнь, что бы не случилось, вы будете продолжать вести йогу и заниматься сами.

НЕ НАВЕШИВАЙТЕ ЯРЛЫКИ

Поверьте мне на слово, когда люди занимаются йогой (особенно бикрам йогой), их лица настолько сосредоточены, что поначалу кажется, что каждый из них вас тихо ненавидит. Но это ощущение обманчиво. Они не думают о вас, они витают в своих мыслях, заботах, проблемах. Не стоит обращать на это внимание.

На занятия йогой приходят совершенно разные люди, со своим характером, социальным статусом, своим отношением к практике и к вам, с разными судьбами, проблемами, страхами. Они по-своему провели сегодняшний день, а может быть вчерашний вечер, и конечно же, весь свой багаж они приносят на практику вместе с собой.

Они по-разному реагируют на ваши инструкции и исправления, могут отказаться выполнять какие-то асаны, заниматься лениво и без энтузиазма, комментировать ваше занятие и высказывать свое мнение, показывать свое отношение к вам или вообще покинуть класс.

С некоторыми учениками очень непросто, но тем не менее – не стоит судить их или принимать их поведение на свой счет. Ничего личного. Вы не знаете, что они чувствуют, что происходит в их жизни. И если они пришли на ваш класс, значит это именно то место, где они должны быть сейчас и где они могут чему-то научится. Уважайте это.

Не позволяйте ученикам судить себя. Если они говорят вам, что недовольны вашим классом, что вы плохой учитель и им не понравилось, не нужно сжиматься в комочек и виновато что-то лепетать. Мы все разные, со своими пожеланиями и предпочтениями. Каждый ученик находит своего учителя, в соответствии со своим темпераментом и ожиданиями.

Поэтому нужно иметь смелость с высоко поднятой головой поблагодарить за обратную связь. Если критика была конструктивной, имеет смысл принять информацию к сведению и поработать над этим, если нет – учитесь не принимать ее близко к сердцу. К счастью, такие ситуации случаются крайне редко.

Учитель йоги исправляет учеников.

НИЧЕГО НЕ ОЖИДАЙТЕ ОТ КЛАССА

Каждый класс – это новая история. Да, у вас есть план урока, опыт и понимание, что вы будете делать, но всякий раз происходят непредвиденные вещи. Ученики могут упасть в обморок, потянуть связку, получить судороги, задать более быстрый или медленный темп выполнения асан, вам придется больше объяснять и показывать, если пришло много новичков и так далее. Будьте всегда готовы внести изменения по ходу пьесы и адекватно отреагировать на неожиданные события, не потеряв контроль над классом.

НИЧЕГО НЕ ОЖИДАЙТЕ ОТ СЕБЯ

Вы учитель йоги, а не робот. Несомненно, всегда стараешься дать лучший класс, тем не менее вы физически не можете быть одинаково эффективным каждый раз. После некоторых занятий вы испытываете это тягучее приятное чувство удовлетворения, представляя себя супер-мега-учителем, а порой случается и сомневаться в своей компетентности.

И это тоже хорошо, потому что сомнения толкают нас совершенствоваться дальше, расти как учитель, открывать новые горизонты. Ведь если человек уверен в своей идеальности, у него пропадает стимул работать над собой, и начинается процесс деградации. А это точно не то, к чему мы стремимся.

КОНТРОЛИРУЙТЕ СИЛЫ

Во время занятия идет мощный энергетический обмен между учениками и учителем. Нужно научится отдавать достаточное количество энергии, чтобы ваш класс был динамичным, чтобы зарядить учеников силами, но и следить, чтобы осталось что-то для себя после класса. Рассчитывайте свои силы. Есть риск растратить всю свою энергию на классе, но ведь она нужна нам и для других целей.

НЕ ЖДИТЕ БОЛЬШИХ ДОХОДОВ

Если вы все-таки решили стать инструктором по йоге – не ожидайте больших доходов. Существует много способов зарабатывать деньги в этой сфере: групповые занятия, индивидуальные занятия, йога-туры, семинары и лекции. Но оплата на начальном этапе минимальная. Нужно очень потрудиться, наработать имя и опыт, чтобы иметь доход с этой деятельности, достаточный для достойной жизни или содержания семьи.

Если вы все-таки решили освоить эту профессию, заручитесь поддержкой близких или обеспечьте себе другой источник дохода. Поверьте, эта работа не о деньгах, а о гораздо большем. Она наполняет душу любовью и гармонией, вдохновляет к развитию и помощи другим, привносит больший смысл в вашу жизнь.

Я ни разу не пожалела о своем выборе. Приходится постоянно учиться и расти как человек и профессионал, порой бывает очень трудно, в самом начале случалось и плакать и сомневаться в правильности своего решения, но это только сделало меня сильней.

Я веду бикрам йогу на трех языках, йогу для детей, и, думаю, это не предел. Впереди меня ждет еще много открытий и изменений, а это именно то, что я люблю в жизни больше всего!

P. S. Мои друзья, учителя йоги, вы согласны со мной? Вы счастливы в своем выборе? Какие выводы вы сделали из своего опыта?

С искренней симпатией, Олеся.