Ненасильственное общение

Ненасильственное общение

Слова, идущие от сердца, ломают барьеры и вызывают сопереживание.

Маршалл Розенберг.

Добрый день, дорогие читатели.

Ненасильственное общение (ННО) было одним из предметов, которые я изучила совсем недавно в рамках тренинга по хатха-йоге, и которым мне не терпится поделиться с вами. Потому что эта методика очень действенная и способна помочь вам отследить свои импульсивные реакции в общении с людьми, проанализировать их и изменить таким образом, чтобы сделать коммуникацию менее конфликтной и более эффективной.

История создания метода Ненасильственного Общения

Ненасильственное общение было разработано американским психологом Маршаллом Розенбергом. Еще ребенком он заметил, что есть люди, которые радуются чужим несчастьям, боли, поражениям, но есть и другие, которые счастливы от возможности искренне помочь другим людям, проявить сострадание. После получения кандидатской степени по психологии он около года самостоятельно изучал сравнительное религиоведение, что послужило основой его метода.

Изучая факторы, влияющие на нашу способность сочувствовать другим, я был поражен важностью роли языка и того, как мы его используем. И я выявил определенный подход к общению, то есть к речи и ее восприятию, который позволяет нам говорить от всего сердца, проложить путь к душе другого человека и высвободить нашу природную способность к сопереживанию. Маршалл Розенберг.

Впервые Маршалл Розенберг использовал техники ННО в 1960-х при проведении тренингов по развитию навыков общения в рамках программ, финансированных из федерального бюджета США. В 1984 году он основал Центр Ненасильственного общения, который с тех пор вырос в некоммерческую организацию международного уровня.

Маршалл Розенберг и тренеры Центра ННО проводили и проводят обучение Ненасильственному Общению в более чем 20 странах мира — для дипломатов, государственных служащих, сотрудников образовательных учреждений, менеджеров корпораций, родителей, военных, миротворцев, заключенных. Доктор Розенберг инициировал мирные программы и сам лично участвовал как посредник в переговорах в горячих точках на Ближнем Востоке, Сьерра Леоне, Хорватии и Руанде.

О методе Ненасильственного Общения

Метод Ненасильственного Общения определяется как язык сострадания и, предлагает нам инструменты для более эффективной и позитивной коммуникации, а также для духовной практики.

Технология ННО помогает нам научиться понимать себя в первую очередь, осознавать, что заставляет нас реагировать определенным образом на жизненные ситуации, высказывания и поведение других людей по отношению к нам, взять ответственность за наши реакции. А также по-новому выражать себя, слышать других и разрешать конфликтные ситуации, фокусируя свое сознание на том, что мы наблюдаем, чувствуем, в чем нуждаемся и о чем просим.

ННО основано на фундаментальном принципе, что все человеческие действия вызваны потребностями, которые люди стремятся удовлетворить. Понимание и признание этих потребностей  помогает создать определенный уровень душевной близости между людьми, ведет к сотрудничеству, а, если говорить более глобально, к миру.

Метод ННО прост. Согласно принципам ННО нужно научиться в первую очередь выражать свои собственные чувства и потребности и, во-вторых, эмпатически слышать чувства и потребности других людей.

Сложность заключается в том, что эти действия радикально отличаются от тех, к которым мы привыкли обращаться во время конфликта: обвинять, обижаться, избегать обсуждения ситуации, вести себя грубо и агрессивно, унижать и смеяться над другими. Это происходит из-за укоренившейся привычки оценивать друг друга.

Ненасильственное общение

4 компонента Ненасильственного Общения

  1. НАБЛЮДЕНИЕ

Первая ступень на пути к ННО — это научиться видеть ситуацию такой, какая она есть. Как видеоролик, записанный видеорегистратором. Без собственной интерпретации, эмоций, чувств, осуждения, ярлыков, диагнозов, мнений. Только действия, только слова, только факты.

Например, если мы заявляем: «Ты грубый,» то другой человек скорее всего воспримет наши слова как критику и постарается воспротивиться. А если мы говорим: «Когда ты вошел в комнату, ты не поздоровался со мной,» то этот человек вероятнее всего согласиться с данным фактом.

Большинству из нас трудно просто наблюдать за людьми и их поведением, не подвергая их суждениям, критике или другим формам анализа. Поэтому для проработки этого навыка я предлагаю вам выполнить следующее упражнение, приведенное в книге Маршалла Розенберга:

Упражнение 1

Наблюдение или оценка?

Отметьте в приведенных утверждениях те, которые являются наблюдением без примеси оценки.

  1. Позавчера Джон сердился на меня безо всякой причины.
  2. Вчера вечером Нэнси грызла ногти, когда смотрела телевизор.
  3. На совещании Сэм не стал спрашивать моего мнения.
  4. Мой отец — хороший человек.
  5. Дженис слишком много работает.
  6. Генри агрессивен.
  7. Всю эту неделю Пэм каждый день стояла первой в ряду.
  8. Мой сын часто не чистит зубы.
  9. Люк сказал мне, что в желтом я плохо выгляжу.
  10. Когда я разговариваю с тетей, она только и делает, что жалуется.

Ответы к Упражнению 1

  1. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «без причины» — это оценка. Кроме того, я считаю оценкой утверждение, что Джон сердился. Возможно, он плохо себя чувствовал, был напуган или грустил. Наблюдение без оценки могло бы выглядеть так: «Джон сказал мне, что сердился» или «Джон стучал кулаком по столу».
  2. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: это — наблюдение, не смешанное с оценкой.
  3. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: это — наблюдение, не смешанное с оценкой.
  4. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «хороший человек» — это оценка. Наблюдение без оценки могло бы выглядеть так: «Мой отец двадцать пять лет отдавал на благотворительность десятую часть своей зарплаты».
  5. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «слишком много» — это оценка. Наблюдение без оценки могло бы выглядеть так: «На этой неделе Дженис провела в офисе больше 60 часов».
  6. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «агрессивен» — это оценка. Наблюдение без оценки могло бы выглядеть так: «Генри ударил сестру, когда она переключила телевизор на другой канал».
  7. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: это — наблюдение, не смешанное с оценкой.
  8. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «часто» — это оценка. Наблюдение без оценки могло бы быть: «Дважды на этой неделе мой сын не чистил зубы на ночь».
  9. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: это — наблюдение, не смешанное с оценкой.
  10. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «жалуется» — это оценка. Наблюдение без оценки могло бы выглядеть так: «На этой неделе тетя трижды звонила мне и каждый раз говорила о том, что другие люди вели себя с ней не так, как ей хотелось».

2. ЧУВСТВА

Чувства представляют собой эмоциональный опыт и физические ощущения, связанные с удовлетворением или неудовлетвореним наших потребностей. На этом этапе наша цель — это понять, какие чувства мы испытываем и дать им название. Именно чувства, которые описываю наше эмоциональное состояние, а не слова, которые интерпретируют действия другого человека по отношению к нам.

Например: «Я чувствую себя одиноким» описывает внутреннее переживание, в то время как «Я чувствую, что я безразличен своему партнеру» описывает вашу реакцию на действия другой человека. То есть описывая свои чувства важно также брать на себя ответственность за них. Если продолжать предыдущий пример, то можно описать свои чувства, как: «когда ты вошел и не поздоровался со мной, я почувствовал раздражение, обиду».

К сожалению у большинства людей словарный запас для внятного описания эмоционального состояния достаточно беден. Потому что мы учимся скорее, как мы должны выглядеть, мыслить и вести себя, чтобы хорошо выглядеть в глазах окружающих. Чувства в нашем обществе не считаются главным. Нам сложно не только выразить их, но и распознать.

Чувства человека.

В приведенных ниже списках собраны те слова, которые помогут вам ясно определить свои чувства и описать широкий диапазон эмоциональных состояний.

Человек, нужды которого «удовлетворяются»:

активный

беззаботный

благодарный

блаженный

бодрый

веселый

взволнованный

возбужденный

воодушевленный

восторженный

восхищенный

горячий

довольный

дружелюбный

живой

жизнерадостный

ликующий

любящий

миролюбивый

нежный

обрадованный

оживленный

оптимистичный

свободный

спокойный

уверенный

увлеченный

удовлетворенный

уравновешенный

очарованный

энергичный

Человек, нужды которого «не удовлетворяются»:

апатичный

безразличный

беспокойный

встревоженный

грустный

жалкий

напуганный

нервный

несчастный

огорченный

одинокий

озлобленный

отчаявшийся

пассивный

подавленный

раздраженный

разочарованный

ревнивый

сердитый

скучающий

стыдящийся

удрученный

униженный

унылый

упавший духом

Часто говоря о своих чувствах, мы испытываем страх, что другие люди могут воспользоваться нашей открытостью, нанести нам удар или причинить боль. Но, как правило, признание собственной уязвимости при выражении наших чувств может помочь в решении конфликтов.

Если вы хотите проверить себя в устном выражении чувств, отметьте номера тех утверждений, в которых выражены чувства.

Упражнение 2

Выражение чувств?

  1. Я чувствую, что вы меня не любите.
  2. Мне грустно, потому что вы уезжаете.
  3. Я чувствую страх, когда вы так говорите.
  4. Когда вы не здороваетесь со мной, я чувствую, что меня игнорируют.
  5. Я счастлив, что вы сможете приехать.
  6. Вы отвратительны.
  7. Я чувствую, что вы задели меня.
  8. Я чувствую, что меня неправильно поняли.
  9. Мне хорошо от того, что вы сделали для меня.
  10. Я — бездарность.

Ответы к Упражнению 2

  1. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я не считаю, что фраза «вы меня не любите» — это выражение чувства. По- моему, это выражает то, что думает собеседник о чувствах другого человека, а не о своих. Всякий раз, когда слова «я чувствую» сопровождаются словами «я», «вы», «он», «она», «они», «это», «что», «как» или «как будто», — то, что следует за ними, я вообще не рассматриваю как эмоцию. Пример выражения чувств мог бы звучать так: «мне жаль» или «мне больно».
  2. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: здесь выражаются чувства.
  3. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: здесь выражаются чувства.
  4. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я не считаю, что фраза «меня игнорируют» — это выражение чувства. По- моему, это выражает то, что думает собеседник о другом человеке, а не то, что он чувствует. Выражение чувства могло бы звучать так: «Когда вы не здороваетесь со мной в дверях, я чувствую себя одиноко».
  5. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: здесь выражаются чувства.
  6. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я не считаю, что фраза «вы отвратительны» — это выражение чувства. По- моему, это выражает то, что думает собеседник о другом человеке, а не то, что он чувствует. Выражение чувства могло бы звучать так: «Я чувствую отвращение».
  7. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я не считаю, что фраза «вы задели меня» — это выражение чувства. По-моему, это выражает то, что думает собеседник о действиях другого человека, а не то, что он чувствует. Выражение чувства могло бы звучать так: «Я очень зол на вас».
  8. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я не считаю, что фраза «неправильно поняли» — это выражение чувства. По- моему, это выражает то, что думает собеседник о действиях другого человека, а не то, что он чувствует. Выражение чувства в этом случае могло бы звучать так: «Я расстроен» или «Я обескуражен».
  9. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: здесь выражаются чувства. Однако слово «хороший» слишком расплывчато для передачи эмоций. Обычно эти же эмоции можно выразить другими словами, например: «я испытываю облегчение», «удовлетворение» или «воодушевление».
  10. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я не считаю, что слово «бездарность» — это выражение чувства. По-моему, это выражает то, что думает собеседник о себе, а не то, что он чувствует. Пример выражения чувства мог бы звучать так: «Я чувствую сомнения в своих талантах» или «Я чувствую себя несчастным».

3. ПОТРЕБНОСТИ

Третий компонент ННО — подтверждение потребностей, лежащих в основе наших чувств.

В контексте ННО потребности определяются нашими основными ценностями и глубокими человеческими устремлениями. Осознание своих потребностей помогает нам в первую очередь улучшить отношения с самими собой, а также укрепить взаимопонимание с другими людьми. Если мы понимаем потребности друг друга, то нам проще найти вариант разрешения конфликта таким образом, чтобы удовлетворить потребности обеих сторон.

Определяя потребности важно называть именно свои ценности и устремления, а не стратегии достижения цели. Только говоря о наших реальных чувствах и потребностях, мы берем ответственность за наши чувства, освобождая себя самих и других людей от чувства осуждения и вины. Мы начинаем разговаривать на понятном языке общечеловеческих потребностей, тем самым вызывая в другом человеке чувства эмпатии, сочувствия.

К сожалению, большинство из нас никогда не училось мыслить на языке потребностей. Мы приучены думать, что, когда наши потребности не получают отклика, это означает, что что-то не так с окружающими. И тогда, желая, чтобы куртки висели в шкафу, мы можем заявить, что наши дети ленивы, раз оставляют их на диване. Или мы можем называть безответственными своих сотрудников, если они не выполняют задачи так, как мы этого хотим.

С того момента, когда люди начинают говорить о своих нуждах, а не о том, что не так с другими, возможность найти способ пойти навстречу потребностям друг друга многократно увеличивается. Ниже приведены примеры основных человеческих потребностей, которые есть у каждого из нас:

Благополучие

живость

красота

комфорт

легкость

наслаждение жизнью

безопасность

веселье

ясность

мир

отдых

Самостоятельность

выбор

творчество

пространство

Смысл

связь

участие

цель

служение жизни

Самоуважение

достоинство

личность

любовь

принятие себя

Самовыражение

вызов

творчество

развитие

вдохновение

обучение

Физическое выживание

воздух, вода

здоровый сон

питание

сексуальность

жилище

прикосновение

Социальные связи

принадлежность

забота

ясность

близость

эмпатия

равные возможности

обратная связь (радость-скорбь)

честность

тесная связь, близкие отношения

взаимность

восстановление

поддержка

нежность

понимание

тепло

Чтобы поупражняться в выяснении потребностей, отметьте, пожалуйста, пункты с теми утверждениями, где собеседник признает ответственность за свои чувства.

Упражнение 3

Подтверждение потребностей

  1. Меня раздражает, когда вы оставляете документы компании в зале заседаний.
  2. Я сержусь, когда говорю с вами, — я хочу уважения, а ваши слова звучат для меня как оскорбление.
  3. Я злюсь на твое опоздание.
  4. Мне очень жаль, что ты не придешь на ужин, я надеялся, что мы проведем вечер вместе.
  5. Я разочарован: вы пообещали это сделать и не сделали.
  6. Я подавлен тем, что мне не дали желанного повышения по службе.
  7. Иногда высказанное кем-то замечание сильно меня задевает.
  8. Я счастлив, что вы получили эту награду.
  9. Мне страшно, когда ты кричишь.
  10. Я признателен вам за то, что подвезли меня, — мне нужно было вернуться домой раньше детей.

Ответы к Упражнению 3

  1. Меня раздражает, когда вы оставляете документы компании в зале заседаний. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Мне кажется, это утверждение подразумевает, что за чувства говорящего отвечают действия другого человека. Здесь не показана та потребность или мысль, которая стоит за высказанным раздражением. Желая их выразить, можно было бы сказать так: «Меня раздражает, когда вы оставляете документы компании в зале заседаний, потому что я хочу, чтобы наши документы всегда были в сохранности и под рукой».
  2. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: собеседник признает ответственность за свои чувства.
  3. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Желая выразить потребности и мысли, лежащие в основе этих чувств, можно было бы сказать так: «Я злюсь на твое опоздание: я рассчитывал, что мы успеем купить билеты в первый ряд».
  4. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: собеседник признает ответственность за свои чувства.
  5. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Желая выразить потребности и мысли, лежащие в основе этих чувств, можно было бы сказать так: «Вы пообещали сделать — и не сделали; я разочарован, потому что предпочел бы иметь возможность полагаться на ваше слово».
  6. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: собеседник признает ответственность за свои чувства.
  7. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Желая выразить потребности и мысли, лежащие в основе этих чувств, можно было бы сказать так: «Иногда выказанное кем-то замечание сильно меня задевает, потому что я хочу высокой оценки, а не критики».
  8. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Желая выразить потребности и мысли, лежащие в основе этих чувств, можно было бы сказать так: «Я счастлив, что вы получили эту награду: я надеялся, что ваш вклад в проект получит должное признание».
  9. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Желая выразить потребности и мысли, лежащие в основе этих чувств, можно было бы сказать так: «Когда ты кричишь на меня, мне страшно, потому что я начинаю думать, что кто-то может пострадать, а мне нужно знать, что мы в полной безопасности».
  10. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: собеседник признает ответственность за свои чувства.

4. ПРОСЬБА

Четвертый, заключительный компонент процесса ННО призван помочь нам выяснить, чего мы хотели бы просить у других, чтобы удовлетворить наши потребности, обогатить нашу жизнь.

Для четкой формулировки просьбы важно выполнять следующие рекомендации:

  • Формулируйте то, в чем вы нуждаетесь, а не то, что вам не нужно. Например, выражение недовольства своему супругу «я не хочу, чтобы ты весь вечер торчал на работе», замените на просьбу «мне бы хотелось, чтобы ты проводил вечера со мной и детьми».
  • Избегайте неопределенных, абстрактных или неоднозначных выражений, формулируйте просьбы как конкретные действия, которые могут предпринять окружающие.
  • Убедитесь, что ваша просьба не выглядит как требование, за невыполнением которого последует наказание или обвинение.
  • Целью просьбы должно служить именно удовлетворение потребностей, ваших и другого человека, а не стремление изменить людей, их поведение или привлечь их на свою сторону.

Чтобы проверить, как вы поняли ясное выражение просьб, отметьте номера тех утверждений, в которых собеседник ясно просит предпринять определенные действия.

Упражнение 4

Выражение просьбы

  1. Я хочу, чтобы вы меня поняли.
  2. Я хотел бы, чтобы вы высказали свою оценку одной моей работы.
  3. Я хотел бы, чтобы ты был более уверен в себе.
  4. Я хочу, чтобы ты бросил пить.
  5. Я хочу, чтобы ты позволил мне быть собой.
  6. Я хотел бы, чтобы вы были честны со мной относительно вчерашней встречи.
  7. Я хочу, чтобы ты ехал с дозволенной скоростью.
  8. Я хотел бы узнать вас лучше.
  9. Я хотел бы, чтобы вы уважали мое право на личное пространство.
  10. Я хотел бы, чтобы ты чаще готовила ужин.

Ответы к Упражнению 4

  1. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слово «поняли» не дает ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы вы сказали мне, что сейчас услышали от меня».
  2. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: утверждение ясно выражает то, что просит собеседник.
  3. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «уверен в себе» не дают ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хотел бы, чтобы ты прошел курс терапевтического тренинга, который, я уверен, увеличит твою веру в себя».
  4. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «бросить пить» не дают ясного определения действия, а скорее сообщают, чего собеседник не должен делать. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы ты сказал мне, какие твои потребности удовлетворяет алкоголизм, и чтобы ты обсудил со мной другие способы удовлетворить эти потребности».
  5. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «позволил мне быть собой» не дают ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы ты пообещал мне, что не расстанешься со мной — даже если я сделаю что-то, что тебе не понравится».
  6. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «быть честным со мной» не дают ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы вы рассказали мне, что вы чувствуете относительно моих действий и что с вашей точки зрения я мог бы сделать по- другому».
  7. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: утверждение ясно выражает то, что просит собеседник.
  8. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что это заявление не дает ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хотел спросить, не согласитесь ли вы обедать со мной раз в неделю».
  9. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «уважали мое право на личное пространство» не дают ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хотел бы, чтобы вы стучали в дверь, прежде чем войти в мой кабинет».
  10. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «чаще» не дают ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хотел бы, чтобы ты сама готовила ужин вечером по понедельникам».

ЭМПАТИЯ

Эмпатия — это уважительное понимание переживаний Других. Эмпатия к окружающим возникает, только если мы успешно утратили все предвзятые мысли и суждения на их счет.

Эмпатия.

Вместо проявления эмпатии мы часто поддаемся сильному побуждению начать давать советы или произносить ободряющие слова, вдаваться в объяснения собственной позиции или собственных чувств. Эмпатия же, напротив, требует сосредоточения всего внимания на том, что говорит другой человек. Мы даем другому время и место, которые ему необходимы, чтобы полностью выразить себя и почувствовать, что его поняли.

Обычно мы реагируем следующим образом:

Советуем: «Я думаю, вам следует…», «Почему вы не стали?..» Переводить на себя: «Это еще ничего; а вот послушайте, что случилось со мной».

Поучаем: «Это могло бы стать отличным уроком для вас, если бы вы…»

Утешаем: «Это не ваша ошибка; вы сделали все, что могли». Рассказывать аналогичные случаи: «Это напоминает мне о тех временах…»

Обрываем на полуслове: «Не стоит унывать. Все не так плохо».»

Сопереживаем: «Ах, бедняжка…»

Допрашиваем: «Когда это началось?» — Объяснять: «Я позвонил бы, но…»

Поправляем: «Все это не так случилось».

Ключевой компонент эмпатии — присутствие. В ненасильственном общении — независимо от того, какие слова используют другие для самовыражения, — мы просто слышим их наблюдения, чувства, потребности и просьбы. Потом мы при желании можем воспроизвести это, выразив словами наше понимание. Мы остаемся с эмпатией, давая другим возможность полностью выразить себя, прежде чем направить внимание на решения или просьбы об облегчении.

Упражнения. 5

Отличие приема с эмпатией от приема без эмпатии

Чтобы определить, насколько вы способны видеть, есть в общении эмпатия или нет, пожалуйста, отметьте те утверждения, в которых человек Б отвечает эмпатически на то, что происходит с человеком А.

1. Человек А: Как я мог быть таким дураком?

Человек Б: Все несовершенны; ты слишком суров к себе.

2. Человек А: Если бы меня спросили, я бы сказал, что всех этих иммигрантов надо отправить туда, откуда они пришли.

Человек Б: Вы действительно думаете, что это решило бы что- нибудь?

3. Человек А: Ты не Бог!

Человек Б: Ты расстроен, потому что хочешь, чтобы я признал, что могут быть другие интерпретации этого вопроса ?

4. Человек А: Я думаю, что вы принимаете меня как нечто само собой разумеющееся. Интересно, как бы вы справились без меня.

Человек Б: Это не так! Я не считаю, что вы — нечто само собой разумеющееся.

5. Человек А: Как вы только могли сказать мне такое?

Человек Б: Вы чувствуете себя задетым тем, что я сказал?

6. Человек А: Я ужасно злюсь на мужа. Его никогда нет рядом, когда он нужен.

Человек Б: Вы считаете, ему нужно чаще быть рядом с вами?

7. Человек А: Я так тяжело хожу, что сам себе отвратителен.

Человек Б: Возможно, бег трусцой вам помог бы.

8. Человек А: У меня все нервы ушли на свадьбу дочери. Семья жениха совсем не помогает. Каждый день у них новые планы.

Человек Б: Значит, вы озабочены тем, как все устроить, и были бы рады, если бы ваши будущие родственники больше знали о тех сложностях, которые создает для вас их нерешительность?

9. Человек А: Когда мои родственники приезжают, не сообщив мне об этом заранее, я чувствую, что стал жертвой оккупации. Точно так же родители когда-то игнорировали мои потребности и все решали за меня.

Человек Б: Я знаю это ощущение. Я и сам когда-то так себя чувствовал.

10. Человек А: Я разочарован вашей работой. Я хотел, чтобы ваш отдел удвоил производство в прошлом месяце.

Человек Б: Я понимаю, что вы разочарованы, но у нас было очень много людей на больничных.

Ответы к Упражнению 5

  1. Я не стал бы отмечать это утверждение, потому что Человек Б дает утешение, а не принимает с эмпатией то, что высказывает Человек А.
  2. Я вижу, что Человек Б пытается поучать, а не принимает с эмпатией то, что высказывает Человек А.
  3. Если вы отметили этот номер, я с вами согласен: я нахожу, что Человек Б принимает с эмпатией то, что высказывает Человек А.
  4. Я нахожу, что Человек Б отрицает и защищается, а не принимает с эмпатией то, что происходит с Человеком А.
  5. Я нахожу, что Человек Б берет на себя ответственность за чувства Человека А, а не принимает с эмпатией то, что с ним происходит. Человек Б мог бы сказать: «Вы чувствуете себя задетым, потому что предпочли бы, чтобы я согласился сделать то, о чем вы просили?»
  6. Если вы отметили этот номер, я с вами отчасти согласен. Я вижу, что Человек Б воспринимает мысли Человека А. Однако я полагаю, что, когда мы принимаем чувства и выражаемые потребности, а не мысль, между нами возникает более глубокая связь. Поэтому я предпочел бы, чтобы Человек Б сказал: «Значит, вы злитесь на мужа, потому что хотели бы, чтобы он почаще был рядом с вами?»
  7. Я нахожу, что Человек Б дает совет, а не принимает с эмпатией то, что происходит с Человеком А.
  8. Если вы отметили этот номер, я с вами согласен: я нахожу, что Человек Б принимает с эмпатией то, что происходит с Человеком А.
  9. Я нахожу, что Человек Б предполагает, что правильно понял чувства собеседника, и начинает говорить о собственных чувствах, а не принимает с эмпатией то, что происходит с Человеком А.
  10. Я нахожу, что Человек Б начинает с того, что сосредоточивается на чувствах Человека А, но затем смещается к объяснению.

Язык ННО вносит огромный вклад в отношения с друзьями, а также в отношения в семье, на работе и в политике. Однако самое важное его применение — это возможность установить контакт с самим собой. Когда мы жестоки к себе, нам трудно проявлять искреннее сопереживание к другим.

Когда мы делаем ошибки, то вместо того, чтобы осуждать самих себя, мы можем воспользоваться ННО-методикой сожаления и прощения себя, чтобы увидеть, куда нам расти. Оценка поведения с точки зрения собственных неудовлетворенных потребностей — это стимул для изменений, происходящих не из стыда, чувства вины, гнева или депрессии, а из подлинного желания внести свой вклад в свое благосостояние и благосостояние окружающих.

Мы также культивируем сопереживание к себе тем, что сознательно ежедневно делаем выбор в пользу того, чтобы действовать только исходя из собственных потребностей и ценностей, а не из чувства долга, ради награды извне или ради того, чтобы избежать стыда, наказания и чувства вины. Если мы пересматриваем безрадостные обязанности, которым подчинены в данный момент, и совершаем переход из «я обязан» в «я выбираю», мы обнаруживаем больше радости и целостности в своей жизни.

ВЫВОДЫ

Как вы уже убедились, если внимательно изучили материалы данной статьи, ННО — это мощная методика, которая может помочь нам:

  • улучшить наше общение с самими собой и другими людьми, помогая нам переводить свои негативные сообщения в чувства и потребности;
  • научиться слышать себя, распознавать свои чувства и потребности;
  • признать наличие выбора во всех своих чувствах и действиях и взять за них ответственность;
  • правильно строить свои просьбы окружающим, чтобы наши потребности были услышаны и удовлетворены;
  • научиться эмпатии к себе и окружающим;
  • фокусироваться на том, чего мы на самом деле хотим, — вместо растраты внимания на недостатки у себя и у других.

В рунете не так много информации о методе Ненасильственного общения. При подготовке статьи я использовала материалы на английском языке, которые я получила на тренинге, книгу Маршалла Розенберга «Язык жизни. Ненасильственное общение» и единственный сайт на русском языке «Ненасильственной Общение в России».  Если я достигла своей цели и смогла заинтересовать вас методом ННО, то вы можете обратиться к этим источникам и более подробно изучить материалы.

И еще в youtube мне удалось найти несколько видеороликов с отрывками из выступления Маршалла Розенберга с титрами на русском языке. Мне кажется, они могут служить прекрасными иллюстрациями, как работает ННО.

Маршалл Розенберг о мимолетности любви, и о том, как сложно понять, что на самом деле мы хотим от любимого человека.

Отрывок из мастер-класса Маршалла Розенберга о том, как влияет похвала и комплименты на отношения между людьми, а также как принимать благодарность и благодарить искренне.

Отрывок из мастер-класса Маршалла Розенберга о том, как просить прощение от всего сердца.

Мастер класс Маршалла Розенберга на английском языке.

С искренней симпатией, Олеся.